В августе 1944 г. были готовы и отправлены на испытания опытные образцы новых самоходок. Они завершились полным успехом, и в сентябре началось серийное производство боевых машин, получивших официальное обозначение СУ-100. Выпуск СУ-85 прекратили, тем более, на фронт уже начали поступать модернизированные «тридцать четверки», оснащенные 85-мм пушкой ЗИС-С-53 со стволом длиной 54,6 калибров. Поставлять Действующей армии две боевые машины с одинаковым вооружением было бы нецелесообразно.

До конца года на «Уралмаше» изготовили 500 самоходок СУ-100, а всего же их сделали около 2500. После второй мировой войны их выпуск по советской документации наладили и на заводах Чехословакии.

В Великую Отечественную СУ-100 применяли для огневой поддержки наступающих стрелковых и танковых подразделений, причем по маневренности, живучести и огневой мощи они почти не уступали Т-34/85 и новым тяжелым танкам ИС-2. К тому же СУ-100 были неплохо защищены и их расчеты вели успешные бои с немецкой самоходной бронированной техникой - на дистанции 1 тыс. м их бронебойные снаряды пробивали корпуса и башни, выполненные из стали толщиной 160 мм, а 2 тыс. м - 125-мм бронелисты.

Приведем лишь один пример - во время боев в Силезии полк СУ-100 за день отразил четыре атаки полусотни вражеских танков, причем было уничтожено либо выведено из строя 16 машин. Столь же эффективно расчеты СУ-100 разрушали осколочно-фугасными снарядами долговременные и деревоземляные огневые точки, преграждавшие путь наступающей советской пехоте, подавляли батареи вермахта, нередко делая это с закрытых позиций. На подобное были способны немногие самоходные и штурмовые орудия других стран.

В последний раз СУ-100 отличились в Великую Отечественную войну при штурме Берлина в апреле-мае 1945 г. А потом еще долго оставались на вооружении Советской Армии. Кстати, далеко не все знают, что в составе 40-й армии, составлявшей основу так называемого «ограниченного контингента» советских войск, действовавшего в 70 - 80-е гг. в Афганистане, применялись эти бронированные ветераны, выдержавшие проверку временем.

Когда весной 1945 г. на «Уралмаше» пришло известие о том, что в берлинском пригороде Потсдам представители германских вооруженных сил подписали акт о безоговорочной капитуляции, одну из только что вышедших из цеха самоходок завели на специально для того подготовленный постамент и превратили в памятник. А на нем укрепили табличку с лаконичными строками:

Снарядами, танками, тоннами стали

Уральцы священную клятву сдержали.

Ныне самоходки-памятники можно увидеть на местах былых сражений и в экспозиции многих военно-исторических музеев. А в Кубинке она на ходу...