Танковый ас Германии номер один

Многие из нас слышали, а кто и читал про асов-летчиков, во время войны, которые зарекомендовали себя большим количеством сбитых самолетов противника, они воевали как в Первую мировую, так и вторую, а вот само понятие «танковый ас» появилось только в начале Второй мировой войны. Первыми подсчитывать подбитые вражеские танки стали немцы, и вплоть до 1941 года только они этим и занимались. Для остальных эта проблема была неактуальной, либо по причине полного отсутствия в их армиях танков, либо по причине их малочисленности. Составить конкуренцию немцам в начальный период Второй мировой войны могли бы только французские танкисты, если бы Франция не потерпела столь стремительного поражения. Не значатся асы и в списках личного состава танковых войск Великобритании и США. Танков и танкистов у тех и у других было достаточно, однако ограниченность применения танковых войск, как по времени, так и по месту, не позволила танкистам этих стран проявить себя. Кроме того, ни американцы, ни англичане особо не стремились вести танковые дуэли с немцами. Поскольку наибольшего размаха танковые сражения достигли на Восточном фронте, то в итоге получилось, что танковые асы имеются только в рядах Панцерваффе и советских танковых войск
.
Согласно последним, западным же исследованиям десятка наиболее результативных немецких танкистов выглядит следующим образом:

фельдфебель К.Книспель — 168 танков;
лейтенант О.Кариус — 150 танков;
обер-лейтенант Г.Белтер — 144 танка;
гауптштурмфюрер СС М.Витман — 138 танков (по другим данным, 120 или даже 147);
обершарфюрер СС П.Эгер — 113 танков;
оберфенрих Рондорф — 106 танков;
унтер-офицер Белох — 103 танка;
фельдфебель Гартнер — 101 танк;
фельдфебель Кершер — 100 танков;
оберштурмфюрер СС К.Кернер — 100 танков.

При изучении этого списка привлекает внимание тот факт, что все эти танкисты начиная примерно с середины 1943 года (а многие и раньше) воевали в составе тяжелых танковых батальонов Вермахта и войск СС. То есть большинства своих побед они добились на тяжелых танках «Тигр» и «Королевский тигр», по своей огневой мощи значительно превосходивших большинство боевых машин стран антигитлеровской коалиции.
Это обстоятельство хорошо иллюстрируется следующим примером. За шесть месяцев 1941 года, воюя на штурмовом орудии StuG III, М.Витман сумел уничтожить 25 советских танков, а за две недели боев на Курской дуге, сражаясь уже на «Тигре» — 30!

Результативность танкистов напрямую зависела от характера боевых действий и тактики их ведения. Совершенно очевидно, что применявшаяся в немецких тяжелых танковых батальонах тактика позволяла экипажам боевых машин добиваться высокого процента попаданий. Способствовал этому и характер боевых действий: на завершающем этапе Второй мировой войны Вермахт вел в основном оборонительные бои. Однако следует признать, что эти факторы не имели решающего значения. Причина высокой результативности немецких танкистов и эффективных действий танковых войск в целом состоит в другом.
За 11 лет в Германии было изготовлено чуть более 50 тыс. танков и самоходных орудий, в то время как в СССР только за годы Второй мировой войны — 109 100 танков и САУ, в США — 135 100, в Великобритании — 24 800. Выпустив танков и САУ в пять раз меньше, чем свои основные противники, Германия смогла создать такие танковые войска, которые на протяжении всех лет войны, вплоть до ее последних дней, были в состоянии наносить мощные удары. В связи с этим достаточно вспомнить контрнаступление немецких войск в Арденнах в декабре 1944 года и в районе озера Балатон зимой 1945 года. В обоих случаях, не имея абсолютно никакого превосходства в танках (как впрочем, и в остальных силах и средствах) ни на Западном, ни на Восточном фронте, немцы сумели добиться его на направлениях главных ударов, которые были отбиты колоссальным напряжением сил как западных союзников, так и Красной Армии.

Все это свидетельствует о высоком уровне боевой подготовки рядового и офицерского состава германских танковых войск, а также о надежности бронетанковой техники, позволявшей длительное время эксплуатировать танки и САУ без выхода их из строя по техническим причинам. Немецким конструкторам удалось добиться и неплохих боевых характеристик своих броневых машин. Хорошее вооружение, отличные оптика и средства связи, надежные двигатели и ходовые части, комфортные условия работы экипажа — все это вкупе с уже упомянутой отличной боевой подготовкой танкистов позволяло немцам всю войну обходиться меньшим количеством танков и САУ, чем их противники, и наносить им весьма ощутимые потери.

Учет же персональных побед в советских танковых войсках в целом практически не велся. Более или менее такой учет вели в рамках одной танковой части или соединения. Можно привести, например, список наиболее результативных танкистов 1-й гвардейской танковой бригады: Танкистом № 1 в Красной Армии считается командир роты 1-й гвардейской танковой бригады гвардии старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко, на его счету 52 вражеских танка, далее за ним по количеству подбитых танков следуют:
старший лейтенант К.Самохин — свыше 30 танков;
старший лейтенант А.Бурда — свыше 30 танков;
капитан А.Рафтопулло — свыше 20 танков;
старший сержант И.Любушкин — свыше 20 танков.

О том, как в Красной Армии велся учет подбитых вражеских танков, можно судить на примере мемуаров , свидетельств и воспоминаний наших ветеранов.   За каждый уничтоженный немецкий танк экипажи советских танков получали (должны были получать) следующие денежные вознаграждения: командир танка, командир орудия (башни) и механик-водитель — по 500 рублей, заряжающий и радист — по 200 рублей. Если экипаж погибал, то деньги перечислялись в фонд обороны.
При этом каждый уничтоженный немецкий танк могли записать на свой счет не только танкисты, но и пехотинцы, артиллеристы, саперы и т. д. К примеру, наводчик противотанкового ружья получал за подбитый танк также 500 рублей, а второй номер — 250 рублей. То же самое касалось командиров и наводчиков артиллерийских орудий. Им также выплачивалось по 500 рублей, остальным номерам орудийных расчетов — по 200 рублей. За каждый подбитый танк противника при помощи индивидуальных средств борьбы полагалась премия в 1000 рублей, а если в уничтожении танка участвовала группа бойцов, то сумма премии достигала 1500 рублей. Поэтому для исключения приписок и во избежание чрезмерных выплат число побед занижалось и порой необоснованно. Возможно, что занижение побед было вызвано именно этой системой выплат, принятой в Красной Армии.

В 1945 году в пользу Панцерваффе перестал работать такой важный фактор, как высокий уровень боевой подготовки личного состава. Немецкое командование, вынужденное в буквальном смысле слова латать дыры, все чаще и чаще бросало в бой плохо обученные и необстрелянные экипажи. Не успевали немцы и восполнять потери в материальной части. Тем не менее немецкие танковые части продолжали оказывать ожесточенное сопротивление Красной Армии, особенно возросшее на земле Германии. Поэтому за победу над врагом в последние месяцы войны советские танкисты заплатили очень высокую цену.

http://uploads.ru/t/S/L/Z/SLZ3a.png  http://uploads.ru/t/a/h/F/ahFRj.png

Курт Книспель является самым результативным танковым асом Второй мировой войны с 168 уничтоженными танками противника (все на Восточном фронте).

Курт Книспель (нем. Kurt Knispel)  родился 20 сентября 1921 году на территории Чехословакии в семье судетских (чешских) немцев и погиб (?) 28 апреля 1945 года на территории Чехословакии, а именно в бою у границ современной Австрии и Чешской республики, где он и уничтожил свой последний подтвержденный танк.

Военную службу начал с обучения в период с 15 сентября 1940 года по 30 сентября 1940 года на танках Pz Kpfw I, Pz Kpfw II, Pz Kpfw III. В действующие войска переведён 1 октября того же года, в 29-й танковый полк 12-й танковой дивизии. Уже в своей части прошёл подготовку заряжающего и наводчика на Pz Kpfw IV.
Курт Книспель за время своей службы успел освоить практически все танки Вермахта, кроме "Пантеры", что говорит о его уме и смекалке.

За свою карьеру Курт Книспель подбил:

• в качестве наводчика — 126 (подтверждённых) танков противника ( + 20 неподтверждённых).
• в качестве командира тяжёлого танка — 42 танка противника (+ около 10 неподтверждённых).

Ни один танкист ни в одной из стран — участниц Второй мировой войны не смог повторить этот результат.
Несмотря на это, Книспель, как и многие выдающиеся солдаты Германии периода Второй мировой войны, долгое время оставался забытой фигурой и не упоминался в литературе.
Отдельно следует отметить тот факт, что бо́льшую часть побед Курт Книспель одержал в качестве наводчика танка, то есть производя выстрелы лично. Многие другие танковые асы, чей личный счёт приближается к показателям Книспеля (к примеру, Михаэль Виттман), были командирами танков и, образно говоря, «у прицела не стояли».

Трудно судить о том, насколько объективно официальное число побед Курта Книспеля. С одной стороны, есть все основания полагать, что приведённые показатели близки к реальным. Большинство сослуживцев Курта Книспеля отмечали, что он был достаточно скромным человеком и никогда не гнался за счётом, не приписывал себе побед и не настаивал на засчитывании очередного танка на свой счёт, если оно по каким-либо причинам отклонялось. С другой стороны, как показывает практика, заявления участников боя о количестве уничтоженных единиц противника отличаются неточностью. В реальной динамике боя (исключая дуэльные варианты), при учете погодных факторов, рельефа местности, дальности ведения боя, помех в виде задымления и т.д. точно оценить нанесенный противнику ущерб практически невозможно. Поэтому и к результатам Книспеля надо относиться с определённой долей критики. Кроме того, следует отличать понятия «подбитый танк» и «уничтоженный танк» противника. Таким образом, ориентировочным числом подбитых Книпселем танков противника можно считать 170-198 танков и САУ. Так же он является одним из солдат Вермахта, который прослужил, выжил и не стал инвалидом в ДЕЙСТВУЮЩЕЙ армии больше 5 лет! Таких солдат было всего около 2000. На сегодняшний день в живых осталось всего несколько человек.

Награды

• Немецкий крест в золоте (20 мая 1944)
• Железный крест 2 класса
• Железный крест 1 класса
• Золотая медаль «За танковую атаку»
• Упомянут в ежедневном отчёте Верхмахта (нем. Wehrmachtbericht, 25 апреля 1944)

Четырежды представлялся к Рыцарскому кресту, но так его и не получил. Этот факт связывают с его характером. В частности, Франц Куровский в своей книге приводит известные случаи, когда Курт Книспель , фельдфебель , напал на офицера айнзатцгруппы, вступившись за избиваемого советского военнопленного, или когда он выкрал из железнодорожного состава, охраняемого дивизией СС «Викинг», вино, шампанское и еду, спрятав всё, что можно было унести, в воздушных фильтрах своего «Тигра».
Книспель совсем не выглядел как образцовый солдат. Да и поведение его было не очень образцовым: младшие командиры четыре раза выдвигали его на награждение Рыцарским крестом и старшие командиры четыре раза накладывали свой запрет. В этом нет ничего удивительного, так как Книспель не стеснялся открыто обсуждать способности командования и поведение старших командиров. Кроме того, за ним числились такие дисциплинарные нарушения, как «организация похищения» продовольствия из разбомбленного транспорта или драка с солдатами других частей...

http://uploads.ru/t/I/x/m/IxmH8.png  http://uploads.ru/t/m/p/A/mpAJZ.png  http://uploads.ru/t/t/H/V/tHVTp.png  http://uploads.ru/t/7/M/L/7MLyN.png

До сих пор существует много неясностей его гибели.

Возможно определить советские военные части, которые в конце апреля 1945 года наступали в направлении чешского города Зноймо (Znojmo) и сражались на участке фронта между населенными пунктами Стронсдорф (Stronsdorf) в Австрии и Власатице (Vlasatice) в Чехии.

Что касается публично доступной информации о последнем бое К.Книспеля, то ее очень мало и она противоречива. Немецкий публицист Франц Куровски писал про К.Книспеля в своей книге «Танковые асы», которая недавно была переведена и на русский язык. В этой книге он придерживался версии гауптмана Диест-Корбера, последнего командира 503-го батальона тяжелых танков «Фельдгернхалле» (sPzAbt.503 „Feldhernhalle”). По этой версии, К.Книспель погиб в бою с советскими танками (и/или самоходками) 28-го апреля 1945 года у деревни Власатице на территории современной Чешской республики.

НО!
- Власатице были заняты советской армией 25-26 апреля 1945 года, после взятия Годонина, Бржецлав, Микулова в результате Братиславско-Брновской наступательной операции. Власатице находятся в 5 км от Микулова. Тяжелых боев во Власатице небыло, военных госпиталей тоже небыло!

Австрийский историк Франц Йордан в книге «Бои в нижней Австрии в 1945 году» придерживается версии Хорста Бехтела и Альфреда Руббеля, ветеранов 503-го батальона тяжелых танков «Фельдгернхалле». По этой версии, К.Книспель был тяжело ранен в бою с советскими танками (и/или самоходками) 29-го апреля 1945 года у деревни Стронсдорф (Stronsdorf) на территории современной Австрии. части и подразделения немецкого танкового корпуса действовали в районе населенных пунктов Пацентал (Patzenthal) - Пацмансдорф (Patzmannsdorf) - Стронсдорф (Stronsdorf) - Стронег (Stronegg) – Унтершодерле (Unterschoderlee) – Обершодерле (Oberschoderlee) – Унтерстинкенбрун (Unterstinkenbrunn) - Гаубитш (Gaubitsch) – Клаинбаумгартен (Kleinbaumgarten) – Алтенмаркт (Altenmarkt) – Унгерндорф (Ungerndorf) – Фалбах (Fallbach) – Унгерхоф (Ungerhof). Предположительно, что 29-го апреля 1945-года у Стронсдорфа был танк К.Книспеля подбит в бою с танками / самоходками советского 23-го танкового корпуса.

Королевский тигр или PzKpfw VI Ausf. B Tiger II, уничтоженный в боях под Зноймо , именно на таком и провел свой последний бой немецкий "танковый ас".

http://uploads.ru/t/t/8/Q/t8QGW.png

А сам Книспель , со слов военнопленных , был тяжело ранен и доставлен в госпиталь в Врбовец/Урбау (Чехия). Известно (опять же , со слов военнопленных) только место захоронения К.Книспеля – деревня Врбовец/Урбау (Vrbovec/Urbau), в которой под конец апреля 1945 года располагался лазарет.
Эта деревня находилась за линией фронта в немецком тылу (20 километров от Стронсдорфа и 37 километров от Власатице).
На 28 апреля 1945 года линия фронта проходила по реке Дыйе, между Границе (Чехия) и Лаа дер Тхайя. Мосты были взорваны , один берег реки крутой. а другой заболоченный и укрепленный ДОТами 1938 года. А это не дает возможности прямой атаки через реку.
Кстати наступление на Лаа велось вдоль реки, от Вены.

Врбовец находиться в 6 км от Зноймо, в 5 км от реки Дыйе и в 24 км от Лаа, где проходили основный бои.
Зноймо был взят 8 мая 1945 года, в результате отхода немецких войск для сдачи американцам.

Все выше сказаное , возможно , подтверждает смерть Курта Книспеля во Врбовец, а не во Власатице!

Погиб (?) он в возрасте 23 года.

До сих пор неизвестно, где был подбит его танк и неизвестно точно, где проходил его последний бой.

Известно только что в те дни немецкие войска почти не понесли потерь.

И сравните потери обеих сторон:

Сводка потерь за 27-29 апреля 1945 года, в боях у Лаа дер Тхайя:

Немецкие войска:
Потери в технике: 2 САУ уничтожены, несколько танков подбито и отправлено в ремонт.
Потери в живой силе: погиб 1 офицер, скончались в госпитале от ран 4 человека (включая Курта Книспеля), несколько солдат легко ранено.

Советские войска:
Потери в технике: 19 танков Т-34 и 3 САУ уничтожено, 2 танка Т-34 захвачено немцами.
Потери в живой силе: 25 человек убито в боях, количество раненых не известно.

от UEPYTALO :  Вероятность что "танковый ас" бежал и сдался нашим американским союзникам очень высока. Многие немецкие солдаты в ту пору неразберихи
                           стремились попасть в зону "американского влияния". Если это так , то Курт поставил еще один свой рекорд.
                           Отвоевав 5 лет на передовой - остался жив.

Отредактировано UEPUTALO (Stig) (08-01-2012 03:07:27)